В вузах отменят заочную форму обучения

В вузах отменят заочную форму обучения

В вузах отменят заочную форму обучения

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера (у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают), то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:

  • Для жителей Москвы и МО – +7 (499) 653-60-72 Доб. 574
  • Санкт-Петербург и Лен. область – +7 (812) 426-14-07 Доб. 366

С 1 января года в Казахстане отменили заочную форму обучения в вузах. С начала года казахстанские университеты отменяют заочное обучение.

По мнению директора Экспертного института Европейского права и прав человека Марата Башимова, обучаться два раза в год для специалистов, от решения которых зависит многое — не совсем правильно. Например, те же педагоги, инженеры, не получив достаточных знаний, могут нанести существенный урон обществу.

Альтернативой заочной форме обучения предлагается система part time. В рамках нее предусматривается гибкий график — лекции можно слушать по вечерам и в выходные дни.

Соответственно, студенты, которые уже обучаются по заочной форме, должны будут доучиваться. Кроме того, в данном законе исключили срок освоения образовательных программ высшего образования.

Скажите, пожалуйста, это достоверная информация? И если достоверная, то, сколько необходимо будет учиться очно на второе высшее образование и после среднего специального образования?

С 1 сентября заочная форма обучения в вузах будет исключена по ряду направлений

Соответственно, студенты, которые уже обучаются по заочной форме, должны будут доучиваться. Кроме того, в данном законе исключили срок освоения образовательных программ высшего образования. Соответственно, вузы будут разрабатывать гибкие и интегрированные образовательные программы с учетом результатов обучения, предусматривающие завершение программы бакалавриата в ускоренном режиме.

По его словам, данная норма направлена на расширение доступа граждан к получению высшего образования. Тема :. Популярные темы Выборы Президента Новости Новости Новости Казахстана Новости мира.

Экономика Рынки Компании и банки Недвижимость Личные финансы. Происшествия Преступность События. Культура Кино Искусство Книги Музыка. Жизнь Фрагменты Шоу-бизнес Стиль. Блоги и мнения.

Заочное обучение отменят с года в Казахстане 01 августа , Иллюстративное фото:aifudm. Получить короткую ссылку.

Вузы , Образование , Обучение. Закон о самостоятельности вузов подписал Назарбаев. Другие новости рубрики “Новости Казахстана” :. Каменный замок в Аксайском ущелье: алматинец строил его более 30 лет Бутылки, солома и шины: из чего строят недорогие дома Новая нацкомпания и беспилотники.

Какие изменения ждут казахстанскую авиацию “Барьеры только в наших головах”. Подписаться на канал новостей TengriNews:. Tweet Нравится . Риелтор выставил на продажу горящий дом. Простое математическое уравнение озадачило пользователей Сети. Материал с фотографиями. Американец создал “эпичный” профайл в Tinder и прославился на весь мир.

Чем сильная жара опасна для человека. Материал с фотографиями Материал с видео. Пять историй о людях, не побоявшихся быть собой.

Сибирячка после расставания с парнем объехала Латинскую Америку без денег и паспорта. Казахстанки поддержали акцию против насилия янехотелаумирать. Необычное атмосферное явление заметили в Великобритании.

Может ли ваш смартфон работать под водой? Материал с видео. Носите тенек с собой и просите дождь у акимата. Как юмор спасал казахстанцев в жару. Хотите больше статей? Смотреть все.

Показать комментарии В МИД отреагировали на убийство мечом “немца из Казахстана”. На каких номерах ездит Нурсултан Назарбаев.

Парня, защищавшего дядю от грабителя, убили в Алматы. Изнасилованной в “Тальго” оказалась доктор наук. Экс-аким Шымкента Габидулла Абдрахимов исчерпал кредит доверия – Кушербаев. Опубликован список грантов – Массовые беспорядки пытаются организовать в Казахстане – Генпрокуратура.

Поступок водителя автобуса в Алматы растрогал Казнет. У бывшего вице-министра Эльмиры Суханбердиевой умер сын. Умер ребенок, пострадавший в Арыси. Байкеры ответили на жалобы жителей Алматы о ночных гонках. Парень ударом уложил девушку на асфальт в Павлодаре.

Акана Сатаева в Instagram “атаковали” иранцы. Новые правила пенсионных отчислений ждут казахстанцев. Для того, чтобы проать, необходимо авторизоваться:. Что она из себя представляет? Куда сходить в выходные в Нур-Султане и Алматы. Шымкент жайлы тест.

Без «заочки»? Со следующего года не будет заочной формы обучения 

Высшее образование в России становится все менее доступным. Ликвидация заочной формы обучения – очередной шаг в этом направлении. Заочное обучение будет ликвидировано почти во всех вузах России. Правда, появится очно-заочная форма. Но это будет уже не то.

Отменят ли заочное обучение?

Вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов пояснил, как с сентября года в Казахстане будет проходить обучение по заочной форме, передает Tengrinews.

Асхат Аймагамбетов отметил, что в появившейся в СМИ и соцсетях информации об отмене заочного обучения в казахстанских вузах упущены существенные аспекты. Вице-министр заявил, что институт обучения “part-time” остается и дальше будет действовать.

Он напомнил, что еще с года в казахстанских вузах заочное обучение на базе 11 классов не ведется. Последние 8 лет по заочной форме могли обучаться только те, кто уже имел высшее образование и желает повторно поступить в вуз или имеет диплом об окончании колледжа.

То есть даже имея высшее образование или диплом об окончании колледжа, вы не могли пойти обучаться заочно на ветеринара или медика и на другие специальности.

Отменят заочную форму обучения в вузах

Заочное обучение было одним из самых доступных по стоимости способов получить высшее образование. Ликвидация заочной формы обучения коснётся подавляющего большинства вузов по всей стране. На её место придёт очно-заочная форма.

Студенты будут посещать пары по вечерам круглый год, при этом стоимость обучения вырастет в почти в два раза. Шесть недель в году и две экзаменационные сессии уйдут в прошлое вместе с самым доступным по стоимости образованием. П о две пары с Учиться будет сложнее.

Представьте, после работы бегом на занятия, голодные и уставшие, ведь вы не хотите опаздывать. Это раз.

Заочное обучение отменят с 2019 года в Казахстане

Рособрнадзор планирует ликвидировать возможность дистанционного заочного обучения в вузах по ряду популярных направлений подготовки в рамках получения первого высшего образования с 1 сентября года. Об этом в эфире телеканала “Россия 1” сообщил глава ведомства Сергей Кравцов.

Кравцов отметил, что первое высшее образование должно быть очным.

В свою очередь глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов в интервью телеканалу высказал мнение, что “дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины, практическая часть обучения, безусловно, не могут быть обеспечены ни в заочном, ни в дистанционном режиме”.

.

.

Как изменится заочное образование в Казахстане

.

.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Заочное или очное обучение?Плюсы заочки

Источник: https://bigbrother24.ru/hozyaystvennoe-pravo/v-vuzah-otmenyat-zaochnuyu-formu-obucheniya.php

Пожалуйста, включите JavaScript и Cookies в браузере и перезагрузите страницу (нажмите F5)

Рособрнадзор планирует ликвидировать возможность дистанционного заочного обучения в вузах по ряду популярных направлений подготовки в рамках получения первого высшего образования с 1 сентября года. Об этом в эфире телеканала “Россия 1” сообщил глава ведомства Сергей Кравцов.

Кравцов отметил, что первое высшее образование должно быть очным.

В свою очередь глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов в интервью телеканалу высказал мнение, что “дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины, практическая часть обучения, безусловно, не могут быть обеспечены ни в заочном, ни в дистанционном режиме”.

В конце года глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщал, что на тот момент сеть образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, за два с половиной года сократилась почти на тысячу вузов и филиалов. В сентябре года их было около , в январе года – , в конце года их стало менее полутора тысяч.

Отменят ли заочное обучение в вузах?

В вузах отменят заочную форму обучения

Депутат Палаты представителей Беларуси Владимир Зданович выступил с сенсационным предложением сократить число студентов заочных отделений, поскольку эта форма обучения «себя изжила». Между тем 60 процентов студентов белорусских вузов получают образование заочно, а современные технологии развиваются столь стремительно, что запас знаний приходится пополнять всю жизнь.

Главный аргумент Владимира Здановича — то, что уровень подготовки студентов-заочников значительно уступает уровню знаний, которые получают слушатели дневных отделений вузов.

— Заочная форма обучения зарождалась в послевоенные годы, когда время требовало от работников квалифицированных знаний, но отвлекаться на учебу в ущерб предприятию они не могли, — высказывает свое мнение депутат.

– Сегодня заочные отделения во многом стали запасным аэродромом для тех, кто не поступил на стационар. Едва ли не половина студентов-заочников — вчерашние школьники, которые еще плохо представляют себе, кем хотят стать в будущем.

Потом эти ребята как специалисты не востребованы на рынке труда.

Отстаивая свою точку зрения, Владимир Зданович ссылается на опыт ведущих российских вузов – таких, как университет в Санкт-Петербурге, Московский государственный университет. Обеспокоенные качеством образования, они, по словам белорусского депутата, уже сокращают наборы на заочные отделения, а в последующие годы якобы и вовсе планируют отказаться от этой формы получения образования.

Вузы хорошо зарабатывают на заочниках

Однако студенты-заочники выгодны тем, что их подготовка требует меньше финансовых вложений – они не получают стипендию, не нуждаются в обеспечении общежитием. Кроме того, они дают вузам возможность зарабатывать деньги.

Судите сами: в прошлом году на заочную форму обучения было принято более 35 тысяч человек, и только 7,2 тысячи из них — на бюджетные места, остальным заочникам-первокурсникам пришлось оплачивать знания из собственного кошелька.

Бесплатно на заочных отделениях занимаются только бывшие выпускники ссузов и те студенты, которые работают по специальности и поступили в вуз, чтобы повысить свою квалификацию.

Готовы ли вузы к финансовым потерям?

— Сокращать заочные отделения имеет смысл, — считает декан заочного автотракторного факультета БНТУ Виктор Равино. — И даже если сокращение заочных мест скажется на финансовом положении вузов, то страна выиграет на том, что получит более квалифицированных специалистов.

По словам декана, уровень подготовки очников и заочников – разный.

— Казалось бы, и те и другие занимаются по одним и тем же программам, — говорит Виктор Равино.

— Им читают лекции одни и те же преподаватели, но студенты-заочники ввиду отсутствия контроля не могут самоорганизоваться. Они и занимаются хуже, и знаний получают меньше.

У нанимателей, в первую очередь, востребованы выпускники стационарных отделений, а некоторые фирмы наотрез отказываются работать с заочниками.

Но полностью отказываться от заочной формы обучения, по мнению Виктора Равино, нельзя. В противном случае, часть белорусов лишится потенциальной возможности получения либо первого, либо второго высшего образования. Ведь не каждый способен позволить себе пять лет учебы с отрывом от производства.

«Заочка» как способ борьбы с безработицей и депопуляцией

К тому же в мире все большую актуальность приобретает образование для взрослых, поскольку знаний, умений и навыков, полученных в молодости, уже не хватает на всю жизнь.

В условиях кризиса обучение, позволяющее взрослым людям приобрести дополнительные навыки или быстро перейти на новое поле деятельности, многих может спасти от безденежья, безработицы и депрессии, считает заместитель директора Института по международному сотрудничеству Немецкой ассоциации народных университетов Уве Гартеншлегер.

— Отказ от заочной форма обучения – это поражение в правах взрослых граждан, — высказывает свое мнение координатор тематической группы по образованию Программы поддержки Беларуси федеральным правительством Германии Галина Веремейчик. — Наверное, актуальнее говорить не о сокращении числа студентов-заочников, а о том, как вместо заочной развивать такие формы обучения, как корреспондентское или дистанционное.

Бывший проректор ЕГУ Владимир Дунаев называет еще одну причину, по которой белорусские вузы должны развивать и сохранять заочные формы обучения.

— Демографические процессы, которые происходят в стране и ведут к депопуляции, лишают высшую школу значительной части студентов, — говорит Владимир Дунаев.

– Образовательный процесс необходимо перестраивать: либо делать акцент на массовом привлечении иностранных студентов, что сегодня ввиду неконкурентоспособности белорусского диплома, вряд ли возможно, либо развивать формы образования для взрослых, где разновидности заочного и дистанционного образования будут очень востребованы.

Растет спрос на знания, полученные на расстоянии

Электронное образование сегодня одно из самых перспективных во многих цивилизованных странах. Например, в США больше половины студентов занимаются в разных дистанционных программах.

В Европе ставится задача увеличить число студентов, получающих образование дистанционно, до 30 процентов. В России говорят о 5 процентах.

В Беларуси пока менее одного процента студентов обучаются по программам дистанционного обучения.

К слову, в Беларуси уже работает Международный институт дистанционного образования, а в Кодексе об образовании, который принят в первом чтении, дистанционное обучение рассматривается как разновидность заочного.

И в этом году, например, лидер в программах дистанционного образования Беларуси – Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники вместо запланированных 150 принял 500 первокурсников.

Это говорит о том, что спрос на дистанционное обучение растет.

К слову, инициатива Владимира Здановича в Министерстве образования поддержки не получила.

— Никто силовыми методами ограничивать набор на заочные отделения не будет, — не берется спорить с чиновниками Владимир Зданович.

Он рассчитывает, что сторонников и противников заочного обучения рассудит рынок труда, который отрегулирует рынок образовательных услуг, определит, какая форма предоставляет качественное образование – очная, заочная, дистанционная.

Источник: https://zautra.by/news/news-6121

Высшее образование заочно: к чему готовиться?

В вузах отменят заочную форму обучения

Количество заявлений

На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:

  • на очное образование – почти 7 заявлений на одно место;
  • на заочное – чуть больше 2 заявлений.

А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % – на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.

Вступительные экзамены

Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ – обязательны.

Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.

Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.

Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.

Стоимость

Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.

Возраст студентов

Любой.

Как проходит заочное обучение в вузе

Срок обучения – от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1–2 года.

В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф.

Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения – 4 года и 7 месяцев.

Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.

Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником.

О чем еще нужно подумать заранее

Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.

Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.

Призывники

Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.

Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

  • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
  • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
  • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
  • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
  • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

«В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии.

Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные – женщины 30–40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии». Антонина, 28 лет.

Мифы о заочном обучении

Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным.

Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ.

Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.

Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией.

Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике.

А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства.

Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах.

НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.

Источник: https://propostuplenie.ru/article/zaochnoe-vysshee-obrazovanie-chto-eto-takoe-i-est-li-ot-nego-polza/

Российские вузы назвали заочное обучение неэффективным

В вузах отменят заочную форму обучения

МОСКВА, 6 апреля. /ТАСС/.

Представители российских вузов поддержали высказанное главой Минобрнауки РФ Ольгой Васильевой предложение о ликвидации заочной формы обучения, назвав в беседе с ТАСС этот формат получения образования неэффективным из-за отсутствия контакта студента с преподавателем и образовательной средой. Вместе с тем, учитывая популярность заочной формы образования, особенно среди жителей малых городов, где нет вузов, ей стоит искать альтернативу, например в лице онлайн-курсов, отметили представители образовательного сообщества.

История вопроса и “особая среда”

Частично – для экономических и юридических специальностей – “заочку” в России отменили в 2016 году, глава Минобрнауки называла этот механизм обучения фиктивным.

Часть российских вузов, в частности в Новосибирске и Санкт-Петербурге, полностью отказались от заочного обучения еще раньше.

На Кавказе и в Поволжье на смену ей внедряют онлайн-курсы, а Дальний Восток указывает на трудности с приездом студентов из удаленных районов в крупные города, где расположены вузы, и пока еще ищет решение проблемы.

Многие из опрошенных ТАСС экспертов выступили за отмену заочного обучения как неэффективного. “Заочная форма обучения не позволяет полноценно обучить специалиста по ряду направлений подготовки.

Поэтому мы поддерживаем инициативу Минобрнауки о сокращении перечня направлений подготовки, по которым ведется обучение по заочной форме, и перевод таких направлений в очно-заочную форму”, – сообщил ТАСС ректор Донского государственного технического университета (ДГТУ) Бесарион Месхи.

Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский согласился с коллегой, указав на то, что вопрос здесь не только в методиках обучения, но и в особой среде, которая способствует вузовскому обучению. “Качественное образование – это не только лекции, коллоквиумы и экзамены.

Важна еще среда, живое общение, причем не только с преподавателями, но и со сверстниками и практикантами-экспертами.

Нужна концентрация образовательного процесса, чтобы всё, что происходит вокруг, работало на профессиональный и личностный рост”, – сказал Галажинский, пояснив что “особая среда” формирует и сознание специалиста.

Не наездиться

Представители вузов Дальнего Востока – региона, где малые города расположены порой на огромном расстоянии от образовательных центров, – отмечают потенциальные сложности, связанные с отменой заочной формы образования. Переход на вечернюю форму затруднит положение таких студентов – они просто не смогут регулярно посещать лекции и семинары.

В Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) отказались от заочной формы для юристов и экономистов, однако отменить ее для всех специальностей означает лишить возможности получить образование тех, кто “виноват” лишь тем, что далеко живет, отметил в беседе с ТАСС замдиректора департамента по обеспечению качества образования СВФУ Владимир Игнатьев. “И заочная, и вечерняя формы обучения выгодны для работающих граждан, но есть разница в организации образовательного процесса. Трудности возникнут у студентов, проживающих вне места нахождения вуза, так как они не смогут каждый день посещать занятия”, – сказал он.

На ту же проблему указал и. о. ректора Сахалинского госуниверситета Олег Федоров.

“Заочное обучение очень сложно заменить вечерним, потому что у нас учатся студенты из самых разных районов Сахалинской области, и в силу удаленности некоторых муниципалитетов от областного центра вечером они учиться не смогут.

Мы не можем набирать маленькие группы по пять-шесть человек: в прошлом году мы выпустили семь биологов, это очень нерентабельно – затраты большие, а выход специалистов маленький”, – пояснил Федоров в беседе с ТАСС.

О том же говорят и в Северо-Кавказском федеральном университете. “В СКФУ на заочной форме обучается около 9 тыс. студентов, из них 70% не проживают в городах, где находится университет…

Это основная сложность перевода студентов с заочной формы обучения на очно-заочную: студент будет вынужден либо отчислиться, либо переводиться в университет, территориально близко расположенный к месту его проживания.

В настоящее время в нашем университете не планируется менять форму обучения для каких-либо специальностей”, – отметила в беседе с ТАСС проректор СКФУ по учебной работе Ирина Соловьева.

О высокой востребованности заочной формы обучения в масштабах страны говорят и статистические данные. По данным статистического сборника, подготовленного в 2017 году Минобрнауки РФ и Высшей школой экономики, в России насчитывается почти 385 тыс.

студентов-заочников в учебных учреждениях среднего звена (около 18% от общего их числа), а в вузах их доля и вовсе почти равна доле учащихся по очной форме – 2,2 млн человек из общего числа студентов в 4,76 млн (47%). Вечернее обучение гораздо менее популярно – образование в такой форме получают 149 тыс.

студентов вузов и 48,6 тыс. учащихся средних специальных учебных заведений.

Ответственность… и коррупция

Вместе с тем у заочной формы обучения есть масса недостатков, прежде всего качество получаемых знаний, признают эксперты.

“Очевидный минус в том, что на заочном обучении мало контактных форм обучения – лекций, семинаров.

При такой форме большая ответственность ложится на самих обучающихся”, – рассказал проректор Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) по учебной работе Сергей Брованов.

В итоге, по его словам, уровень квалификации у выпускников-заочников зависит больше от личных качеств студента и его желания учиться.

“На заочной и вечерней формах обучения, как правило, обучаются люди, которые в силу возраста более ответственно могут подходить к образовательному процессу.

И здесь надо брать в расчет индивидуальные качества студента – ответственность и заинтересованность в получении знаний”, – отметил собеседник агентства.

Кроме того, сама по себе заочная форма нередко становится коррупционным фактором в сфере образования, сказал ТАСС ответственный секретарь приемной комиссии ДГТУ Александр Кечемайкин. “Заочники приезжают [на сессию], и начинается вплоть до криминальной составляющей: мало того, что на платном учатся, еще и хотят дать деньги, чтобы поставили зачет”, – отметил Кечемайкин.

Осознанный отказ

В настоящее время государственные вузы могут самостоятельно выбирать формы обучения в зависимости от спроса и ситуации на рынке труда, рассказала ТАСС ответственный секретарь приемной комиссии Южного федерального университета Гульнара Ломакина. “Поэтому нельзя сказать, что по каким-то направлениям подготовки мы планируем менять форму обучения. Ежегодно по каждому из направлений принимается отдельное решение, в зависимости от заказов работодателей и спроса поступающих”, – пояснила она.

Из этих соображений ряд вузов уже полностью отказался от заочного обучения. Среди них – Новосибирский госуниверситет (НГУ), который готовит много научных специалистов, и Санкт-Петербургский госуниверситет (СПбГУ), где считают, что выпускники-заочники менее компетентны и менее востребованы на рынке.

“НГУ – исследовательский университет, а такой формат предполагает и большое количество практикумов, и работу в лабораториях исследовательских институтов с первых лет обучения.

Ничто из перечисленного невозможно реализовать в любом другом формате, кроме очного.

Вот как, например, вырастить физика-экспериментатора, если он никогда не видел ни одной установки?” – рассказал ТАСС ректор НГУ Михаил Федорук.

В Санкт-Петербургском госуниверситете (СПбГУ) заочное обучение сочли неэффективным еще в 2010 году.

“Решение об отказе от было продиктовано главным приоритетом: им была и остается подготовка компетентных и востребованных специалистов”, – рассказала ТАСС первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе вуза Екатерина Бабелюк.

При этом, по ее словам, такая мера не повлияла на число иногородних студентов. В 2017 году более 70% первокурсников вуза оказались жителями других городов России.

Онлайн-курсы как альтернатива

Альтернативой заочной форме обучения и решением проблемы в современном мире информационных технологий могут стать онлайн-курсы, считают эксперты. Такую практику уже внедрили, в частности, в Кабардино-Балкарском госуниверситете (КБГУ) и Национальном исследовательском Нижегородском университете (ННГУ).

“Для заочников КБГУ вот уже два года широко применяются элементы электронного и дистанционного обучения. На сегодняшний день портал проекта КБГУ “Открытый университет” содержит более 500 курсов, ориентированных на студентов заочной формы обучения”, – сообщил ТАСС проректор по учебной работе Вадим Лесев.

В ННГУ, где учится около 8 тыс. студентов-заочников, онлайн-лекции сейчас используют в рамках пилотного проекта. В этом году планируется запустить, как минимум, 10 курсов по разным направлениям. По словам ректора Евгения Чупрунова, заочно невозможно учить инженеров, физиков, врачей. А вот экономистов и гуманитариев – вполне реально, и онлайн-образование здесь поможет, считает Чупрунов.

“Я думаю, что заочное образование уйдет, и ему на смену очень быстро придет онлайн-образование. Это совершенно нормально, когда ты имеешь возможность не просто книжки прочитать, а послушать по интернету лекции выдающегося человека, с ним же по интернету пообщаться, провести какие- то решения задач, практических заданий”, – рассказал ТАСС Чупрунов.

Источник: https://tass.ru/v-strane/5101410

Врата закона
Добавить комментарий