Закон о платежных терминалах

Принятый Госдумой закон сократит в стране количество платежных терминалов

Закон о платежных терминалах

Эти опасения в письме Федеральной налоговой службе (ФНС) выразила Ассоциация банков «Россия», ссылаясь на принятый в третьем чтении 22 июля депутатами Госдумы законопроект, запрещающий использовать удаленную ККТ в платежных терминалах.

Из истории вопроса

Удаленное подключение ККТ в платежных терминалах недобросовестные игроки рынка используют для нелегальной продажи наличных денег, которые клиенты вносят в платежные терминалы. В связи с этим в законодательство последовательно вносятся изменения, направленные на искоренение этой практики.

По предлагаемым правилам агенты будут обязаны либо встраивать ККТ внутрь терминала, либо подключать с помощью проводов.

Однако, по словам начальника правового управления ассоциации «Россия» Сергея Клименко, «изменения приведут к сокращению доступности финансовых услуг для огромного количества людей в небольших населенных пунктах: пополнение счета, платежи за коммунальные услуги и по кредитам. Придется перестроить всю налаженную сеть, а там, где это будет дорого, придется аппараты убрать».

Эксперт пояснил, что на данный момент в России у банковских агентов работают около 150 тыс. платежных терминалов. Причем большинство из них не позволяют встроить ККТ внутрь корпуса.

Как указывается в письме ассоциации, новые правила затронут прежде всего QIWI, региональные сети терминалов TelePay (Екатеринбург), «КАССервис» (Красноярск) и платежную систему «Апельсин» (Омск).

Вместе с тем, как признал генеральный директор QIWI Сергей Солонин, на бизнес компании принятые поправки повлияют незначительно.

«В среднесрочной перспективе они могут отразиться на небольших платежных агентах в отдаленных частях России, где маржинальность бизнеса низкая. Для них единственный способ работать в легальном поле с экономической точки зрения – использовать онлайн-кассу, подключенную сразу к нескольким терминалам», – отметил он.

Однако представитель омской ПС «Апельсин» считает, что новый закон несет дополнительную финансовую нагрузку на бизнес.

«Из-за низкой доходности часть терминалов, многие из которых находятся в удаленных населенных пунктах, придется убрать», – указывает он.

«От нововведений в первую очередь пострадают жители, активно пользующиеся терминальной сетью», – поддерживает его и генеральный директор «КАССервиса» Денис Гринаковский.

Более того, как предупреждают в екатеринбургской TelePay, принятие закона может привести к обратному эффекту.

«Платежные агенты продолжат работу в теневом сегменте рынка без применения ККТ в составе терминалов, – говорит представитель компании. – Между тем при помощи доступных облачных технологий им было бы гораздо проще и выгоднее настроить онлайн-кассы и позволить контролировать свой бизнес».

То, что платежные терминалы вполне можно использовать для отмывания денежных средств, подтвердил и представитель одного из производителей ККТ, компании «Штрих-М».

«Если в терминал не встроена контрольно-кассовая техника, то его владелец может на время отключить терминал от удаленной ККТ, сославшись на проблемы с интернетом, а также на уровне программного обеспечения прописать программу, которая позволяет печатать подобие чека – просто строки о транзакции без фискального признака», – описали схему в компании. По словам собеседников, такой способ позволяет не передавать данные о платеже в ФНС, а полученные от покупателя деньги нелегально выводить из оборота.

На сегодняшний день в реестре ККТ более десятка различных моделей касс, которые предназначены специально для встраивания в автоматические устройства.

Однако, по мнению экспертов, оборудование каждого терминала подобной техникой может стать финансовым ударом для владельцев и, прежде всего, для небольших сетей, поскольку влечет ощутимые затраты, к которым относятся покупка кассового аппарата, фискального накопителя (ФН), оплата услуг оператора фискальных данных, обслуживание кассы, замена ФН и многое другое.

«Тем компаниям, у которых уже сейчас развернута сеть платежных терминалов, придется убрать все устройства, которые невозможно модернизировать, чтобы выполнить новые требования.

А средства на замену всех терминалов и покрытие возникающих операционных затрат на обслуживание ККТ найдутся далеко не у всех операторов.

Следовательно, их рентабельность может существенно ухудшиться», – предрекает президент компании Baon Илья Ярошенко.

Источник: https://fingazeta.ru/finance/banki/457528/

Нужен ли банковский терминал ИП в 2018 году в Казахстане

Закон о платежных терминалах

Нужен ли индивидуальному предпринимателю банковский терминал, или нет? Оборудование для безналичного расчета, а именно банковские терминалы, являются важным инструментом, позволяющим принимать оплату  через безналичные  перечисления посредством платежных карт банков. После установки банковского терминала деятельность предприятия намного облегчается за счет увеличения количества способов по приему платежей, а также растет оборот. Поэтому попробуем разобраться, обязательно ли его устанавливать ИП в Казахстане с точки зрения закона?

Терминал для ИП в Республике Казахстан является обязательным для всех хозяйствующих субъектов, которые осуществляют розничную торговлю товарами.

С 1 января 2015 года обязанность по установлению средств безналичного расчета распространяется на все предприятия торговли. Это связано с внесением изменений в законодательство о защите прав потребителей.

Теперь, для потребителей работает горячая линия: позвонив, они смогут пожаловаться на отсутствие такого оборудования у продавца.  

С 01.01.2018 года действует новый Налоговый кодекс РК и закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения»  в который были внесены изменения в законодательные акты по вопросам налогообложения, в том числе в закон о платежах и платежных системах.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39 закона:  Если иное не установлено настоящим пунктом, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, осуществляющие отдельные виды деятельности и применяющие в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан общеустановленный порядок расчетов с бюджетом, за исключением находящихся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, обязаны обеспечить установку и применение в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, а также принимать платежи с использованием платежных карточек.

Действующий перечень видов деятельности, при осуществлении которых предприниматели обязаны использовать банковские терминалы:

 1. Оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их ремонт и техническое обслуживание

 2. Оптовая и розничная торговля

 3. Предоставление услуг гостиницами

 4. Предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков

 5. Продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт

 6. Предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспортировке и услуги по перевозке грузов

 7. Деятельность туроператоров и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (кроме турагентов)

 8. Деятельность в области страхования

 9. Деятельность в области здравоохранения

 10. Деятельность в области образования

 11. Деятельность по распространению кинофильмов, видео- и телевизионных программ, показ кинофильмов

 12. Деятельность фитнес-, спортивных клубов, дискотек

 13. Деятельность по организации азартных игр и заключения пари

 14. Предоставление услуг по боулингу (кегельбану) и бильярду

После приобретения терминала, необходимо решить вопрос о его регистрации в налоговой службе.

По закону регистрация подобного оборудования в Налоговой не требуется, независимо от формы налогообложения, так как оно не обладает фискальной памятью как, например, контрольно-кассовые аппараты.

Платежным терминалом признается аппарат, позволяющий осуществлять расчеты в автоматическом режиме, без участия предпринимателя. Поэтому банковские  терминалы -это всего лишь способ оплаты товаров и услуг. Устройство не имеет фискального значения.

Торговая уступка, или комиссионное вознаграждение, которую торговая сеть платит банку-эквайеру, напрямую зависит от размера межбанковского вознаграждения, или интерчейнджа (процент от суммы платежа), — комиссии, которую банк-эквайер перечисляет банку — эмитенту карты.

Она устанавливается платежной системой. За счет комиссионных доходов от таких операций банки окупают выпуск и обслуживание карт, выплачивают клиентам бонусы и запускают программы лояльности.

​Если в среднем размер интерчейнджа  около полутора процента, то торговая уступка может быть в итоге более двух процентов.

Вся выручка, полученная через банковский терминал  автоматически переводится на счет ИП. Следовательно, дальнейшее распоряжение средствами будет осуществляться через банк. Каждый банк устанавливает свои правила сотрудничества.

Однако, какой терминал лучше, каждый должен решать исходя из специфики бизнеса и личных предпочтений. Изначально не помешает ознакомиться с порядком использования банковских счетов.

Банки открывают текущие счета на физическое лицо для операций, не связанных с бизнесом, а для предпринимательской деятельности – расчетные счета.

Однако для ИП имеются некоторые исключения:

имущество ИП не разделяется на личное и балансовое;

предприниматель может иметь один счет – для личных расчетов и для предпринимательской деятельности;

по собственному желанию ИП вправе разделить свои счета по соглашению с банком.

Разумеется, для удобства работы лучше счета разделить. Например, если в предпринимательской деятельности используется банковский терминал, то проследить за хозяйственными поступлениями и зачислениями личной направленности на одном счету будет очень сложно.

Самый дешевый терминал для ИП на сегодняшний день cтоит около 110 000 тг.

Кроме того, придется потратиться на банковское обслуживание терминала, стоимость которого определяется соглашением.  Учитывая стоимость, установка терминалов для ИП в обязательном порядке совсем не порадовала предпринимателей.  Следовательно, перед тем, как установить терминал в магазине, нужно подсчитать все расходы.

Поскольку каждый предприниматель, открывающий, к примеру, розничный магазин, обязан  приобрести не только кассовый аппарат, но и банковский терминал, будет резонно и экономно приобрести уникальное устройство, объединяющее функции  как кассового аппарата, так и банковского терминала ,что позволит сэкономить целых пол стоимости!

Однако закон предоставляет возможность дополнительно сэкономить на оборудовании одним из способов: Можно использовать один терминал для оплаты картой для ИП на нескольких торговых точках, если они расположены рядом. Можно установить один банковский терминал для ИП, используя технологию «мультимерчант». Она позволяет направлять средства платежа каждого из ИП на его банковский счет.

То есть происходит объединение торговых точек нескольких предпринимателей одновременно. Если установка платежного терминала не будет произведена, то на ИП налагается штраф. Как сообщает портал zakon.kz : ” Сумма штрафа за отсутствие банковских терминалов в торговых точках составляет от 40 до 80 МРП” (https://www.zakon.kz/4860486-za-otsutstvie-pos-terminalov.html ).

Если помимо банковского терминала, предпринимателю требуется  и кассовый аппарат, будет разумно приобрести устройство 2 в 1 IKKM-Touch.

Также предприниматели могут существенно сэкономить на расходах, взяв банковский терминал в аренду у банка партнера всего за 9000 тенге в месяц!

Хотя установка оборудования чревата определенными расходами, однако это дает бизнесу существенные преимущества.

Среди основных плюсов стоит выделить:

1 . Увеличение прибыли за счет дополнительной выручки;

2. Приток клиентов за счет удобства оплаты;

3. Выгодные условия со стороны банка.

Источник: https://isoft.kz/obzori/nujen_li_ip_bankovskiy_terminal_v_2018_godu_v_kazakhstane.html

Новый закон убьет бизнес платежных терминалов в России

Закон о платежных терминалах

Законодательное собрание Приморского края внесло в Госдуму законопроект об изменениях в закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В проекте предлагается ввести норму о том, что размер комиссии, взимаемой с физического лица при платежах в размере до 1 тыс. рублей, не должен превышать 1%.

Если норма будет принята, доходы компаний, работающих в сфере платежных терминалов, таких, как Qiwi, «Киберплат» и другие, упадут в 6–7 раз, а их прибыльность может стать отрицательной.

По оценке председателя совета директоров группы Qiwi Андрея Романенко, в 2012 году оборот электронных платежей за услуги в России составит не менее 1 трлн рублей.

Весь рынок этих платежей подпадает под действие закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В роли платежных агентов выступают банки, платежные системы в интернете и компании, эксплуатирующие сети платежных терминалов.

Сейчас на этом рынке лидируют платежные терминалы. Компании Qiwi принадлежит около 40% рынка, системе CyberPlat ― 20%, региональные платежные системы занимают еще примерно 20% рынка, системе «Элекснет» — 5% рынка. Остальные 15% делятся между банками, «Евросетью», «Связным» и другими. Таким образом, 85% моментальных платежей за услуги принимают терминальные сети.

Если предлагаемые поправки к закону будут приняты Госдумой, бизнес платежей через терминалы столкнется с серьезными финансовыми проблемами. В настоящее время, по оценке главы Qiwi, выручка терминальных компаний около 2% от объема принятых ими платежей, а прибыльность составляет около 0,5% этого объема.

При этом средний размер комиссии, которая взимается при платежах через терминалы в Москве, составляет 4–5%, а в регионах ― 7–8%. Средний размер платежа через терминалы в 2011 году был равен 150 рублям.

Понятно, что практически все платежи, принимаемые в терминалах, подпадут под новые требования закона: со всех платежей нельзя будет брать комиссию более 1%.

Ограничение размера комиссии приведет к тому, что выручка терминальных сетей уменьшится в 5–6 раз. Вследствие этого прибыльность упадет до сотых долей процента или вообще превратится в убыточность.

Например, если Qiwi в 2011 году получила доход около 7,6 млрд рублей и прибыль 1,9 млрд рублей, то после ограничения размера комиссии доход компании упадет до 1,5–2 млрд рублей, а прибыль уменьшится до уровня 200–300 млн рублей, если вообще не станет отрицательной.

В этих условиях неизбежно последует резкое сокращение числа работающих терминалов по приему платежей, а гражданам, которые привыкли в последние годы к тому, что услуги можно оплатить через терминал практически на каждом углу, придется вспоминать про поиск мест, где можно произвести оплату, и стояние в очередях в пунктах приема.

Специалисты и аналитики выражают обеспокоенность перспективами сетей платежных терминалов, если размер их комиссии будет ограничен.

Финансовый директор «Евросети» Дмитрий Мильштейн говорит, что пострадают в первую очередь добросовестные игроки на рынке терминальных платежей.

У части маленьких игроков на рынке приема платежей основной заработок — это обналичивание денег, и зарабатывают они, продавая наличные, принятые от граждан, заинтересованным структурам.

Для таких большой разницы от ограничения комиссии не будет.

— Но для легальных игроков на рынке платежей через терминалы, особенно мелких региональных, это будет означать убыточность бизнеса и, как следствие, смерть, — уверен Мильштейн.

Эксперт информационно-аналитического агентства «Мобильный форум» Алексей Бойко в принципе поддерживает идею установить верхнюю границу комиссии при приеме платежей, потому что порой с плательщиков взимается необоснованно высокий процент.

Однако при этом следует принимать во внимание, что в России платежи через терминалы играют важную в том числе социальную роль из-за того, что платежи наличными в нашей стране пока распространены гораздо больше, чем за рубежом.

Поэтому, хотя операторы терминалов могли бы попытаться переложить часть комиссии с плательщиков на компании-получатели платежей, законодательные ограничения комиссии должны быть разумными, чтобы не разрушить бизнес терминальных платежей, считает аналитик.

Официальный представитель Qiwi Александра Высочкина считает инициативу законодателей «крайне странной». По мнению Высочкиной, такие меры могут привести к снижению доступности услуги, значительному сокращению количества точек приема платежей, особенно в отдаленных районах России.

Есть объективные причины наличия комиссии: снижение агентского вознаграждения от операторов сотовой связи, рост арендной платы, повышение издержек на обслуживание и многое другое.

В тоже время у потребителей сейчас есть способы безкомиссионной оплаты, в том числе, безналичными средствами: спектр данных инструментов постоянно растет — этот тренд является мощным стимулом для конкуренции, развития рынка. Если же это преимущество убрать, развитие безналичных платежей также замедлится.

— Мы прекрасно понимаем, что введение законодательных ограничений на размер взимаемой комиссии негативно скажется как на бизнесе платежных агентов, так и, что главное, на конечных потребителях, — заявила представитель Qiwi «Известиям».

Судя по всему, в случае резкого ограничения комиссии за платежи через терминалы прежде всего пострадают жители малых населенных пунктов, о которых пекутся предложившие законопроект депутаты, как следует из пояснительной записки к нему.

В ней депутаты говорят о том, что там, где пунктов приема платежей мало, принимающие их агенты в лице Сбербанка и «Почты России» устанавливают высокую комиссию.

Однако уничтожение альтернативы этим агентам в виде платежных терминалов обязательно приведет к длиннейшим очередям к кассам того же Сбербанка и «Почты России», что не очень обрадует граждан, особенно если речь будет идти о плате за сотовую связь, которую нужно вносить не раз в месяц, а гораздо чаще.

А закрываться будут в первую очередь именно терминалы в малых городах и поселках, потому что именно там в них наиболее высокий размер комиссии, что, по словам Романенко, обусловлено меньшим объемом проходящих через малопосещаемые терминалы платежей. Поэтому ограничение размера комиссии прежде всего ударит по прибыльности этих терминалов и вынудит закрывать их.

Ограничение размера комиссии приведет и к перераспределению рынка моментальных платежей. Неизбежно вырастет рыночная доля компаний, у которых установлена нулевая комиссия: это банки и крупные розничные сети, такие как «Евросеть».

В частности, уже сейчас Сбербанк активно продвигает на рынке услугу платежей за мобильную связь с нулевой комиссией со своих банковских карт. А при платежах за большинство услуг, включая сотовую связь, в кассах «Евросети» комиссия также не взимается.

Поэтому вполне предсказуемо увеличение их доли в общем объеме моментальных платежей, поскольку они будут замещать на этом рынке закрывающиеся терминалы, если комиссию за платежи законодательно ограничат.

Источник: https://iz.ru/news/539440

Банки предупредили о сокращении платежных терминалов из-за нового закона :: Экономика :: РБК

Закон о платежных терминалах

Новые требования в первую очередь затронут платежные терминалы QIWI, а также региональные сети терминалов TelePay (Екатеринбург), «КАССервис» (Красноярск) и платежную систему «Апельсин» (Омск), пояснили в банковской ассоциации.

На бизнес QIWI поправки повлияют незначительно, сказал РБК гендиректор компании Сергей Солонин. В среднесрочной перспективе они могут отразиться на небольших платежных агентах в отдаленных частях России, где маржинальность бизнеса низкая, прогнозируют в QIWI.

Для них единственный способ работать в легальном поле с экономической точки зрения — использовать онлайн-кассу, подключенную сразу к нескольким терминалам, отметил Солонин, указав, что решения для онлайн-фискализации, которую планируется сделать нелегальной, обеспечивают все предусмотренные законом функции — чеки, отправку данных в ФНС, хранение в фискальной памяти и т.д.

Новый закон несет дополнительную финансовую нагрузку на бизнес, говорит представитель омской ПС «Апельсин». Из-за низкой доходности часть терминалов, многие из которых находятся в удаленных населенных пунктах, придется убрать, указывает он. От нововведений в первую очередь пострадают жители, активно пользующиеся терминальной сетью, поддерживает гендиректор «КАССервиса» Денис Гринаковский.

Принятие закона может привести к обратному эффекту, предупреждают в екатеринбургской TelePay. «Платежные агенты продолжат работу в теневом сегменте рынка без применения ККТ в составе терминалов, — говорит представитель компании. — Между тем при помощи доступных облачных технологий им было бы гораздо проще и выгоднее настроить онлайн-кассы и позволить контролировать свой бизнес».

В пресс-службе «Связного» ответили, что во всех терминалах компании ККТ установлена в корпусах устройств, поэтому там не видят никаких трудностей в связи с изменениями в законодательстве.

Законодательного права применять удаленную фискализацию у платежных агентов никогда не было, сообщили РБК в Федеральной налоговой службе. 54-ФЗ во всех редакциях не допускал применения удаленной кассы при расчетах. Исключение было сделано для вендинга (торговые аппараты с едой, напитками и т.п.), турникетов в автобусах и т.д., подчеркнули в ФНС.

Поправки от июня 2018 года (тогда появилась формулировка, позволяющая установить ККТ иным способом. — РБК) разрешили использовать ККТ в составе платежных терминалов без печатающего устройства, указали в ФНС. По мнению службы, льгота позволила оптимизировать расходы банковских платежных агентов, поскольку существенную часть стоимости кассы составляет именно принтер.

Новые поправки «разрешают потенциальную неопределенность в трактовании норм закона о ККТ и закрепляют необходимость расположения ККТ в корпусе автоматического устройства для расчетов либо непосредственного соединения ее с внешней стороной корпуса», добавили в налоговой службе.

Аргументы против удаленного подключения касс

Удаленное подключение ККТ в платежных терминалах недобросовестные игроки рынка используют для нелегальной продажи наличных денег, которые клиенты вносят в платежные терминалы, сказал РБК источник на платежном рынке. В связи с этим, по его словам, в законодательство последовательно вносятся изменения, направленные на искоренение этой практики.

Платежные терминалы вполне можно использовать для отмывания денежных средств, подтвердил РБК представитель одного из производителей ККТ, «Штрих-М».

Если в терминал не встроена контрольно-кассовая техника, то его владелец может на время отключить терминал от удаленной ККТ, сославшись на проблемы с интернетом, а также на уровне программного обеспечения прописать программу, которая позволяет печатать подобие чека — просто строки о транзакции без фискального признака, описали схему в компании. Такой способ позволяет не передавать данные о платеже в ФНС, а полученные от покупателя деньги нелегально выводить из оборота.

Принятие поправок приведет к обелению сегмента платежей и снижению рисков мошенничества, считает директор по работе с ключевыми клиентами производителя онлайн-касс «Эвотор» Антон Никеров.

Подключение ККТ напрямую к устройству исправит ситуацию, так как информация о полученных денежных средствах будет передаваться в ФНС в режиме реального времени. В случае сбоев со связью фискальный накопитель записывает все данные о транзакциях, которые можно передать в ФНС позднее.

Взломать и изменить что-то невозможно, так как данные в фискальном накопителе защищены криптографией, объяснили в «Штрих-М».

Сети платежных терминалов сопротивляются прозрачности, заявил РБК глава комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев. «Мера повысит контроль за движением наличных средств, которые принимают терминалы. Разумеется, структуры, от которых требуют стать более прозрачными, будут недовольны», — утверждает он.

Рынок платежных терминалов уже достаточно обелен, не согласен глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. «Раз к терминалам уже подключена удаленная ККТ, ФНС и так известно о всех транзакциях», — подчеркивает эксперт.

По его мнению, изменения выгодны производителям ККТ.

«Рынок контрольно-кассовой техники очень высокомонополизированный, и когда кого-то заставляют покупать технику, это, очевидно, работает на очень узкую группу производителей», — отметил он.

Без времени на подготовку

Принятые Госдумой поправки в законодательство о ККТ еще требуют одобрения Совета Федерации, потом закон должен подписать президент. Закон вступит в силу через десять дней после подписания. «Никто не успеет перестроиться.

Все автоматические устройства расчетов с удаленной ККТ придется выключить», — прогнозирует Андрей Емелин.

Николай Николаев, наоборот, подчеркивает, что у компаний еще есть полтора-два месяца, чтобы подготовиться, пока процедура принятия закона не завершена.

Решить задачу с подключением вполне возможно, считает глава совета директоров ИТ-компании «Атол» Алексей Макаров. «В реестре ККТ более десятка различных моделей касс, которые предназначены специально для встраивания в автоматические устройства», — отметил он. Об отсутствии технических трудностей при подключении ККТ говорят Антон Никеров и представитель «Штрих-М».

Но оборудование каждого терминала ККТ может стать финансовым ударом для владельцев, и прежде всего для небольшой сети, поскольку влечет ощутимые затраты, предупреждает «Штрих-М». Это покупка кассового аппарата, фискального накопителя (ФН), оплата услуг оператора фискальных данных, обслуживание кассы, замена ФН и т.д.

Тем компаниям, у которых уже сейчас развернута сеть платежных терминалов, придется убрать все устройства, которые невозможно модернизировать, чтобы выполнить новые требования, прогнозирует президент Baon Илья Ярошенко.

Средства на замену всех терминалов и покрытие возникающих операционных затрат на обслуживание ККТ найдутся не у всех операторов и их рентабельность может существенно ухудшиться, предрекает эксперт.

Авторы: Евгения Чернышова, Ольга Агеева

При участии: Ольга Дубравицкая

Источник: https://www.rbc.ru/economics/23/07/2019/5d30962a9a79478eb3b69fd6

Проверьте, надо ли вам устанавливать платежный терминал

Закон о платежных терминалах

Платежный терминал – это электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе выдачи наличных, получения справочной информации и печати документа по операции с применением электронных платежных средств (далее – ЭПС) (п. 1.321 Закона от 05.04.01 г. № 2346-ІІІ «О платежных системах и перечислении средств в Украине», далее – Закон № 2346).

К ЭПС относятся платежные инструменты, которые предоставляют их держателям возможность с помощью платежного устройства получить информацию о принадлежащих им средствах и инициировать перевод необходимых сумм (п. 1.14 Закона № 2346). Такими платежными средствами являются все виды банковских платежных карточек.

Законодательством предусмотрено, что:

  • потребитель имеет право на свободный выбор товаров и услуг в удобное для него время и на свободное использование платежных карточек с учетом режима работы и обязательных для продавца (исполнителя) форм (видов) расчетов, установленных законодательством Украины. При этом продавцу запрещено каким-либо способом ограничивать право покупателя использовать платежные карточки при расчетах, если он обязан согласно законодательству принимать их к оплате (ч. 2 ст. 17 Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей», далее – Закон № 1023);
  • субъекты хозяйствования (далее – СХ) обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями ЭПС расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием ЭПС не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины (п. 14.19 Закона № 2346).

Важно! Принимать платежи через платежный терминал – это обязанность, а не право СХ.

Требования к СХ по приему ЭПС в оплату проданных ими товаров (предоставленных услуг) определяет Кабмин. На сегодня действуют требования, предусмотренные постановлением КМУ от 29.09.10 г. № 878 «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» (далее – Постановление № 878).

Кто обязан устанавливать терминал

В общем случае СХ обязаны установить терминал и проводить через него расчеты, когда одновременно выполняются следующие условия (п. 1 Постановления № 878):

  • деятельность осуществляется в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг;
  • при проведении расчетных операций в соответствии с законом используют РРО;
  • деятельность осуществляется в населенных пунктах с численностью от 25 тыс. человек.

Следует знать! Эта обязанность распространяется и на субъектов малого предпринимательства.

Сколько платежных терминалов надо установить?

Согласно п. 1 Постановления № 878 количество платежных терминалов должно составлять не менее 50 % количества РРО. Значит, при использовании одного или двух РРО надо установить один терминал, на три РРО приходится два терминала и т. д.

Льготная категория СХ

Обойтись без терминалов могут (п. 2 Постановления № 878):

  1. Заведения общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности личный состав ВСУ и других воинских формирований, студентов, учащихся и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий.
  2. Предприятия торговли с торговой площадью до 20 м2 (кроме АЗС).
  3. СХ, которые осуществляют хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек.

Практика применения

№ п / пВопросОтвет
123
1Как определить торговую площадь?Торговая площадь магазина – это площадь, предназначенная для торговли и обслуживания покупателей, включая сданную в аренду (кроме отдельных помещений, которые полностью арендуются). То есть это сумма площадей, на которых: – продаются товары; – размещаются службы по дополнительному обслуживанию покупателей (отдел заказов, кафетерий, демонстрационный зал, камера хранения, упаковочная, оформление продажи в кредит и др.).Сюда также включаются площади, которые заняты под прилавки, стеллажи и другое оборудование, установленное в торговом зале (пп. 3.1.2 Инструкции по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденной приказом Госкомстата от 24.10.05 г. № 327)
2Физлицо-предприниматель – плательщик единого налога (далее – ЕН) при расчетах с покупателями не применяет РРО. Обязан ли он устанавливать платежный терминал?Платежный терминал устанавливать ему необязательно. Без терминалов могут обойтись те, кто не применяет РРО (п. 1 Постановления № 878). Именно к этой категории относятся предприниматели-единщики, выполняющие условия п. 296.10 Налогового кодекса (ч. 6 ст. 9 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265).3Физлицо-предприниматель – плательщик ЕН при расчетах с покупателями применяет нефискальный РРО. Обязан ли он устанавливать платежный терминал?Устанавливать платежный терминал должны только те СХ, которые согласно Закону № 265 используют РРО (п. 1 Постановления № 878). Поскольку предприниматели-единщики при соблюдении условий, установленных ч. 6 ст. 9 Закона № 265, не обязаны применять РРО, они могут работать без платежного терминала.Внимание! У налоговиков на этот счет иное мнение: платежный терминал надо устанавливать даже с нефискальным РРО (см. письмо Миндоходов от 26.02.14 г. № 3737/6/99-99-18-03-01-15). Учитывая внушительный размер штрафа, который могут применить за неустановку терминала, рекомендуем его установить – дешевле обойдется

Ответственность

Для СХ, которые не обеспечили покупателям возможность произвести расчеты за товары (услуги) с использованием ЭПС (не установили терминал), предусмотрен штраф в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн.), а за повторное нарушение в течение года – в размере от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн.). Такой штраф налагается на физлиц-предпринимателей и на должностных лиц юрлица согласно ст. 16315 КУоАП.

Кроме того, п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023 установлен штраф в размере 500 НМДГ (8 500 грн.) за отказ потребителю (или его ограничение) в праве свободно использовать ЭПС.

Источник: “Баланс” № 87, который вышел из печати 01.11.18 г.

Источник: https://balance.ua/ru/news/post/nado-li-vam-ustanavlivat-platezhnyj-terminal

Об установке и применении POS-терминалов

Закон о платежных терминалах

Статьей 39 Закона РК «О платежах и платежных системах» утверждена норма, в соответствии с которой индивидуальные предприниматели или юридические лица при осуществлении на территории Республики Казахстан отдельных видов деятельности, установленных Правительством Республики Казахстан, обязаны обеспечить установку в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, а также принимать платежи с использованием платежных карточек.

Так, предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие общеустановленный режим налогообложения, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, применяющие в соответствии с налоговым законодательством специальный налоговый режим, и осуществляющие деятельность в столице, городах республиканского и областного значения, за исключением находящихся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, обязаны обеспечить установку и применение такого оборудования (устройства), а также принимать платежи с использованием платежных карточек.

Постановлением Правительства РК от 21 октября 2016 года № 604 определены виды деятельности, по которым налогоплательщики обязаны применять РОS-терминалы.

Утвержден перечень, предусматривающий 14 видов деятельности, при осуществлении которых на территории РК индивидуальные предприниматели или юридические лица обязаны обеспечить установку в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек.

По видам деятельности:

– оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их ремонт и техническое обслуживание;

– оптовая и розничная торговля;

– предоставление услуг гостиницами;

– предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков;

-продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт;

-предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспортировке и услуги по перевозке грузов;

-деятельность туроператоров и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (кроме турагентов);

-деятельность в области страхования;

-деятельность в области здравоохранения;

-деятельность в области образования;

– деятельность по распространению кинофильмов, видео- и телевизионных программ, показ кинофильмов;

– деятельность фитнес-, спортивных клубов, дискотек;

– деятельность по организации азартных игр и заключения пари;

– предоставление услуг по боулингу (кегельбану) и бильярду.

При этом, вышеуказанное требование не распространяется на индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией собственного производства, продукцией аквакультуры (рыболовства) собственного производства, деятельности, осуществляемой через выносные прилавки, автолавки, палатки, киоски, контейнеры и на территории торговых рынков.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 142 Налогового кодекса на налоговые органы возложена обязанность по проведению налоговых проверок по вопросу наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек.

В соответствии со статьей 195 Кодекса «Об административных правонарушениях» предусмотрено, что за отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек влечет предупреждение.

В случае повторного привлечения в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей.

Устанавливается такое оборудование на основании договора с обслуживающим банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций.

Регистрация данного оборудования в налоговых органах не производится. Данными сведениями владеют только банки второго уровня.

Со стороны налоговых органов проведена массово – разъяснительная работа по вопросу применения платежных банковских терминалов со всеми налогоплательщиками, но установка данных терминалов не входит в компетенцию налоговых органов. Данное оборудование устанавливается банками второго уровня.

Алтынбек Алимханов,

Руководитель отдела Управления камерального контроля ДГД по Карагандинской области

Источник: https://www.zakon.kz/4924447-ob-ustanovke-i-primenenii-pos-terminalov.html

Врата закона
Добавить комментарий