Жизнь человека являются высшей ценностью конституция

Юрист Владимир Плигин напомнил о конституционных обязанностях

Жизнь человека являются высшей ценностью конституция

При оценке любых событий, которые происходят в Российской Федерации, мы должны исходить из тех ценностей, которые заложены в нашей Конституции.

Конечно же, прежде всего мы должны опираться на главу 1 Конституции, которая закрепляет основы конституционного строя. В частности, в ней определяется, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание соблюдения прав и защиты прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Россия является правовым государством.

Говоря о статьях 1-й и 2-й Конституции РФ, я бы хотел обратить внимание на то, что центральнообразующим ядром и в том, и в другом случае является государство.

Володин призвал ликвидировать дисбаланс ветвей власти в Конституции РФ

Каждый раз, когда мы, а в истории это происходило неоднократно, особенно в течение прошлого века, а в истории других государств это происходит сейчас, когда мы утрачиваем государство, это связано с огромными потерями для всего общества, потерями перспективы жизни многих и многих людей. В этой связи при реализации любых прав мы в то же время, если хотим видеть свое будущее предсказуемым и достойным, должны ориентироваться на то, чтобы наше государство было устойчивым, качественным, предсказуемым, понимаемым и прежде всего – и это главное – стабильным.

Это мы сможем обеспечить только в том случае, если при защите своих интересов ориентируемся на соблюдение закона. Борьба за принципы стабильности подразумевает в том числе и ответственность.

Если предлагаешь то, что затрагивает судьбу другого человека, то предложение должно быть выверенным

В этой связи любые события, которые происходят, и, в частности, события, связанные с массовыми мероприятиями, конечно же, должны происходить в рамках закона. И это очень важно, чтобы ответственность понимали и организаторы мероприятия, которые наряду со всем прочим, несомненно, отвечают за судьбу многих людей, которые им поверили.

Особенно людей молодых неопытных, объективно скажем, не до конца понимающих то пространство, в котором они оказались. И то, что происходит, когда требования проведения массовых мероприятий нарушаются, люди оказываются очень часто в ситуации, которая для них носит непредсказуемый характер.

Молодые не осознают эти последствия. Однако мы должны четко понимать, что с точки зрения любых их интересов очень важно, чтобы общественный порядок, общественный строй, уровень предсказуемости государства сохранялся, а соответственно, и сохранялась предсказуемость их судьбы как наших граждан.

Лукашенко пообещал белорусам новую Конституцию

Поэтому сейчас даже те люди, которые себя обозначают как “жесткие” сторонники целого ряда свобод и подходов, эти люди также говорят о том, что мероприятие должно проводиться в том месте, которое было согласовано.

А значит, в этих условиях никто – ни те, кто участвует в этом мероприятии, ни внешние люди, не подвергаются какого-либо рода опасности, соблюдаются права тех людей, которые не участвуют в мероприятии, и соблюдаются права участников мероприятий.

Эта грань, связанная с тем, что порядок начинает нарушаться, она, хочется верить, абсолютно всем понятна. И если ты начинаешь выходить за эту грань, то в любом государстве, несомненно, принимаются меры.

Поэтому, реализуя конституционное право, одновременно нужно понимать, что есть и обязанность.

Но самое главное, в чем хотелось бы достигнуть понимания, заключается в том, что, может быть, почти во многом впервые в нашей истории мы имеем как общество достаточно продолжительный благоприятный период нашего развития, что представляет из себя высокую ценность, которую мы должны взаимно все сохранять.

Поэтому, возвращаясь к возможным нарушениям, нарушениям во многом прогнозируемым, если мероприятие перестает быть регулируемым и проходит не в том месте, в котором оно должно происходить, несомненно, что в этом случае придется сталкиваться с правовыми последствиями и быть готовым к тому, что ты эти правовые последствия принимаешь.

Очень важно, чтобы общественный порядок, уровень предсказуемости государства сохранялся

При совершении любых действий мы должны ориентироваться на принцип справедливости и понимать, что чаще всего и, несомненно, если ты предлагаешь что-то, что затрагивает судьбу другого человека, это предложение должно быть абсолютно выверенным и справедливым.

В КС РФ обсудили проблему конституционной идентичности

Очень часто люди пытаются захватить это право на справедливость, в том числе говоря о том, что чуть ли не справедливыми становятся призывы к революции и допустимым становится “кровь”, это в высшей степени пренебрежение к правам и интересам собственных людей, к их праву на справедливость и на будущее. Мы давно исчерпали наш “ресурс” революций.

Еще один момент, на который хотел бы обратить внимание.

Когда пытаются проводить линию и оценивать исключительно в негативном свете действия тех ребят, которые охраняют общественный порядок, употребляя явно не позитивные слова, каждый, кто это делает, должен задумываться о том, что это наши люди, наше общество, это мы все вместе. И если эти действия оценивают как действия какой-то другой стороны, то это тоже наши дети, наши граждане. Они заслуживают уважения, и совершенно недопустимо, когда в отношении них совершаются неправовые действия. Нам предстоит научиться оценивать себя, как единое общество. Общество, связанное одной судьбой, должно сделать все для того, чтобы то, что с нами случалось, в дальнейшем не вызывало огромного сожаления в том числе у тех людей, которые эти события организовывают.

Читатели “Российской газеты” являются людьми грамотными, и поэтому я думаю, что было бы неплохо, если бы каждый из нас, вне зависимости от того, где он находится, прочитал дневники, которые были опубликованы многими ведущими представителями русской эмиграции в 30-х и 40-х годах прошлого века с оценками своей роли, своих представлений и своих наивных задач, которые они решали на сломе российской государственности в 17-м году прошлого века.

Источник: https://rg.ru/2019/08/10/krome-konstitucionnogo-prava-est-i-konstitucionnye-obiazannosti.html

Жизнь человека являются высшей ценностью конституция

Жизнь человека являются высшей ценностью конституция

Участники мероприятия отметили важное значение Конституции в осуществлении масштабных реформ, направленных на построение правового демократического государства, сильного гражданского общества и социально-ориентированной рыночной экономики.

Подчеркивалось, что внесенные в рамках реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране дополнения в Основной закон и принятый ряд нормативных актов в сфере государственного строительства обеспечили дальнейшее развитие и оптимизацию механизмов сдержек и противовесов между ветвями власти, позволили еще более усовершенствовать демократическую систему государственной власти. Южнокорейские эксперты высоко оценили осуществляемые в Узбекистане масштабные меры по реализации прав и интересов человека, которые, по их мнению, наглядно отражаются в повышении уровня жизни и благосостояния народа. В этой связи были отмечены такие показатели, как рост экономики в более чем 5,5 раза, и реальных доходов на душу населения — в 9 раз. Выступая на мероприятии, председатель Корейского совета по международным отношениям Чунг Тэ Ик отметил, что Конституция является основным законом государства и обладает наивысшей юридической силой. Она гарантирует права и свободы человека, определяет порядок организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • «Высшей ценностью Основного закона Узбекистана является человек, его жизнь, права и свободы»
  • specpreprava.ru
  • Права и свободы человека — высшая ценность
  • Вы точно человек?
  • Статья 20 Конституции РФ
  • Право человека на жизнь гарантировано Конституцией РФ
  • Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью….
  • Раздел первый. Основные положения

«Высшей ценностью Основного закона Узбекистана является человек, его жизнь, права и свободы»

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Конституция РФ Глава 1 статьи 1 – 16

Ведь многие важнейшие положения международного и конституционного права тоже нередко имеют весьма общий и абстрактный характер и конкретизируются многими другими правовыми положениями; но это не дает оснований отрицать принципиальное правовое значение таких положений. Конституция г. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, то есть конституционные, права и свободы.

Они принадлежат людям от рождения: как сказано далее в ст. Поэтому даже отказ от них недействителен. Это конституционная реальность, которая должна определять практику законотворчества и применения всех правовых норм.

Правовая ценность Конституции РФ определяется ее юридическими качествами — учредительным характером, верховенством, высшей юридической силой, прямым непосредственным действием на всей территории государства.

Социально-правовая ценность Конституции РФ заключается в том, что она представляет собой результат достигнутого согласия всех социальных слоев и политических сил, сочетания различных интересов.

Исходя из этого конституция является основой стабильности общества, взаимоотношений в нем, общественного и государственного развития.

В конечном счете реальная ценность конституции определяется тем, насколько полно реализуются конституционные ценности, достигаются конституционные цели и идеалы, осуществляются функции, реализуются установления конституции.

Социально-правовая ценность конституции определяется не просто самим фактом ее существования, а наличием в обществе и государстве правовой конституции, которая адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса, правовые идеалы свободного демократического общества и правового государства.

Правовой характер конституции означает ее соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права, международным стандартам, прежде всего неотчуждаемым и неотъемлемым правам и свободам человека.

Ценность Конституции РФ определяется ее содержанием. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Статья 2 раскрывает важнейшую сторону содержащейся в ст.

Одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в этой статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Это единственная высшая конституционная ценность; все остальные общественные ценности в том числе обязанности человека такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Конституция как нормативный правовой акт государства закрепляет общечеловеческие и индивидуальные ценности — права и свободы человека и гражданина, принципы демократии, свободного гражданского общества, правового государства, федерализма, местного самоуправления. Права и свободы человека есть продукт объективной социальной реальности. Государство не дарует человеку права и свободы. Государство познает и закрепляет их в конституции и законах.

Приоритет этих ценностей неоспорим, безусловен. Высшей ценностью согласно Конституции является Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности, уважения прав и свобод человека и гражданина вытекают обязанности государства: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Это ориентир, на который равняются все демократические государства, хоть она и не наделена обязательной юридической силой.

В ней перечислены естественные права и свободы, которыми человек обладает от рождения, и какими должны быть отношения с ним у государства.

Россия — правовое государство или нет? Правовым может себя называть государство, в котором:. Всегда есть расхождения между требованиями конституции и реальной действительностью.

Это происходит в силу того, что конституционные установления опережают реальную жизнь, в обществе нет достаточных условий и гарантий их осуществления. В рассуждениях о конституционных ценностях и идеалах невольно приходит на память философский смысл небольшого очерка великого русского писателя, публициста и правозащитника В.

Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек. Законы Конституция РФ.

Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя РФ, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Для большинства зафиксированных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью.

В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод.

Это значит, что конституционные права и свободы сводят обязанности, в том числе перед государством, к необходимому минимуму, а обязанности могут в некоторой определяемой Конституцией, а на ее основании — законом степени ограничивать многие, хотя и не все права и свободы.

Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты.

Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, статус которых определяется государством посредством закона.

Нередко свободами называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными. В нынешней России, конечно, не так затянута петля, но все же картинка на бумаге и на деле заметно разнится.

Ужесточение законодательства, разгоны митингов, задержание журналистов и общественных деятелей происходят регулярно. Провести демонстрацию по закону становится с каждым годом сложней. Разгон несанкционированной демонстрации власть каждый раз объясняет именно заботой о населении.

В регионах такие инциденты не получают особого общественного резонанса. Но были и прогремевшие на весь мир. Вот самые громкие:.

Свежие записи Запрет на право управления авто по решению фссп помощь Уведомление участника дду о расторжении договора и выплате штрафа Служебная записка о выдачи канцелярских товаров Побои в крф об ап сроки давности Главное управление по вопросам миграции мвд россии телефон.

Источник: https://astmbdou19.ru/administrativnoe-pravo/zhizn-cheloveka-yavlyayutsya-visshey-tsennostyu-konstitutsiya.php

Права и свободы человека — высшая ценность

Жизнь человека являются высшей ценностью конституция

ПОЛИТИКА

17:38 30 июня 2018 г.

В 1993 году Российская Федерация получила новую Конституцию. Мы помним, при каких обстоятельствах и каким образом она принималась и что случилось с ее предшественницей.

По мнению авторов Конституции 1993 года, одним из главных ее достоинств был блок так называемых «политических прав», которые были значительно расширены взамен прав «социальных» – таких, как право на труд, образование или получение медицинской помощи. 

В Конституции указано: 

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (статья 2).

Эта мысль развивается и далее в Конституции:

«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (статья 18).

  К сожалению, на практике часто это лишь красивые слова, и принятые на основе Конституции законы нередко наполняются прямо противоположным содержанием. 

Не секрет, что большая часть человеческой истории – это борьба трудящихся за свои права, которые постоянно ограничиваются и утесняются господствующим классом. А в такой борьбе не обойтись без объединений граждан и возможности высказать властям свое мнение.

Конституция России провозглашает:

«Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется» (статья 30).

И вслед за тем указано: 

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (статья 31).

Мы видим, что обе эти статьи, особенно статья 31, могут толковаться широко, что оставляет возможность для ограничения прав граждан в зависимости от потребностей властей.

  Когда Конституция РФ только принималась, ее авторы говорили нам, что право на свободу собраний в России гарантируется, и порядок осуществления этого права исключительно уведомительный, то есть не требующий предварительного разрешения.

Граждане обязаны уведомить власти о проведении митинга или шествия, а власти обязаны принять все меры, чтобы общественное мероприятие прошло безопасно. Какое-то время так и было. 

В 1998 году Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. На ее основе работает Европейский суд по правам человека, но и сама Конвенция является непосредственно действующей.

В Конвенции говорится:

«1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ…
2.

Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия» (статья 10).

С ней связана следующая статья, которая так и называется «Свобода собраний и объединений»: из нее вытекает, что право на свободу слова и право на свободу собраний являются основополагающими в демократическом обществе, нужными не только гражданам, но и власти для обратной связи, и могут быть ограничены только строго в перечисленных и чрезвычайных случаях.

У ЕСПЧ практика на эту тему огромная и касается не только России, но и многих других стран Европы. В юридической литературе уведомительному порядку противопоставляется так называемый разрешительный, когда власти по каким-либо основаниям имеют право запретить общественное мероприятие до его начала.

Ни в одном международном нормативно-правовом акте, ратифицированном Россией, вы не найдете ни малейшего упоминания о разрешительном порядке, только уведомительный. По мнению большинства юристов, разрешительный порядок характерен для стран с авторитарным режимом, а уведомительный – для стран с демократическим режимом.

Мы постоянно слышим и читаем в СМИ, что мероприятие на было согласовано, поэтому за участие в нем было задержано столько-то человек.

Между тем, как я уже сказал, вы не найдете упоминания о необходимости получения разрешения ни в Конституции РФ, ни в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ни в международных договорах и стандартах, и даже, как ни странно, ни в одном нормативном акте Российской Федерации, потому что это явно бы противоречило взятым нашей страной международным обязательствам. 

Есть лишь часть 5-я статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», положения которого фактически перечеркивают нормы Конституции, Конвенции и международных договоров и стандартов:

«5. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия» (статья 5).

Очевидно, что в свете ухудшения социально-политической обстановки в России, решительного наступления на права граждан право на свободу слова и свободу собраний будет иметь все более важное значение – как и будет расти стремление властей, проводящих так называемые «непопулярные реформы», не дать людям, страдающим от этих «реформ», выразить свое недовольство хотя бы каким-то значимым образом. 

В этих условиях умение граждан грамотно, настойчиво и коллективно защищать свои права будет иметь не менее важное значение, чем осознание трудящимися своих коллективных, классовых интересов.

г. Электросталь,
Московская обл.

Дмитрий АГРАНОВСКИЙ

Источник: http://sovross.ru/articles/1713/40177

Раздел первый. Основные положения

Жизнь человека являются высшей ценностью конституция

Статья 1

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель
А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Источник: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm

Статья 2 Конституции Российской Федерации

Жизнь человека являются высшей ценностью конституция

Последняя редакция Статьи 2 Конституции РФ гласит:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Комментарий к Ст. 2 КРФ

Статья 2 раскрывает важнейшую сторону содержащейся в ст. 1 характеристики РФ как правового государства. Одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в этой статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Это единственная высшая конституционная ценность; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции РФ исключительных случаях, при особых, как правило временных, обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены (например, ст. 55, 56).

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью явилось важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с “общественными” интересами, которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные права и интересы.

Подчеркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой и защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства.

Напротив, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации социально-экономической и культурной жизни.

Разумеется, при условии, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться.

Статья 2 Конституции вводит в действие в нашей стране высшие правовые принципы, выработанные демократическими движениями и закрепленные конституционным опытом народов Западной Европы, США и многих других стран, осуществляет стремления либеральных и демократических движений России по крайней мере с начала XIX в.

Этот мировой опыт обобщен рядом международно-правовых актов, в разное время признанных Россией и обязательных также для нее. Это Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

, Устав Совета Европы, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.

Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются каждый человек (т.е. гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), каждый гражданин РФ, а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство – РФ.

Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину РФ, и лицу, не являющемуся российским гражданином.

В этом смысле Конституция определяет круг носителей таких прав словами “все”, “каждый”, “лицо” (“…имеет право” и т.п.) или словом “никто” (“…не должен подвергаться…” и т.п.) (например, ст.

19-30, 34, 35, 37, 39-51, 53, 54 и др.).

В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам РФ, статьи Конституции прямо указывают на это (например, ст. 31-33, 59-62). В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства (например, ч. 1 ст. 63).

Представляется неосновательной теоретическая трактовка ст. 2 Конституции как только “декларативной нормы”, не порождающей конкретных правоотношений и не являющейся основанием для защиты человеком своих прав и свобод в суде (см.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 11).

Статья 2 не часть преамбулы, не содержащей прямых правовых предписаний. Напротив, это важнейшая основа конституционного строя, которой, как и другим положениям гл. 1, никакие другие положения Конституции РФ 1993 г.

не могут противоречить; это означает, что другие положения Конституции должны прежде всего ей соответствовать, как и основанные на них законы и подзаконные акты.

Устанавливая общую обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, Конституция тем самым требует от каждого органа государственной власти в пределах его компетенции принимать все необходимые меры (законодательные, исполнительные и судебные) по защите прав и свобод общего характера, а от каждого должностного лица этих органов в пределах его компетенции конкретно действовать в этом же смысле. Статья 2 Конституции Российской Федерации предоставляет право всем гражданам, общественным объединениям, средствам массовой информации и т.д. предусмотренное Конституцией и законом право требовать информацию, обжаловать бездействие и незаконные действия органов государства и их должностных лиц. Статья 2 – конституционное основание для мобилизации всех правовых возможностей всех звеньев и работников государственного аппарата для полной и первоочередной защиты прав каждого человека и гражданина. Каждый орган государства и каждый чиновник в своей сфере имеют и должны строжайшим образом исполнять свои правозащитные обязанности. Их систематические грубые нарушения требуют принятия всех таких мер, а вовсе не отрицания высшей юридической силы ст. 2, как и всей Конституции РФ. Ведь многие важнейшие положения международного и конституционного права тоже нередко имеют весьма общий и абстрактный характер и конкретизируются многими другими правовыми положениями; но это не дает оснований отрицать принципиальное правовое значение таких положений.

Конституция 1993 г. впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения: как сказано далее в ст. 17, права и свободы человека неотчуждаемы, т.е.

они не могут быть приобретены (даже от государства) и не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17). Поэтому даже отказ от них недействителен.

Точно так же права гражданина в полном объеме приобретаются в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях с принятием российского гражданства), достижением определенного возраста и являются столь же неотчуждаемыми.

Однако Конституция значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении полного соблюдения и защиты этих прав и свобод.

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения.

Вместе с тем это вовсе не значит, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все их отношения, складывающиеся в гражданском обществе.

Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17), в том числе их всеобщие законные интересы.

Признавая конституционные права и свободы граждан, государство в своих законах конкретно определяет содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека (например, уплата налогов, охрана окружающей среды) и гражданина (военная служба, возможность ее замены альтернативной гражданской службой и др.). Одни эти права и свободы иногда могут вступать с другими правами и свободами (например, с правом собственности, личными свободами) в некоторое противоречие, которое общество и государство должны разрешать в соответствии с конституционными правами и свободами. Они могут, а иногда и обязаны поощрять такое осуществление прав и свобод, которое в наибольшей степени соответствует их политическим, социальным, экономическим, экологическим, культурным задачам и функциям.

Соотношение понятий “право” и “свобода” характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина России.

Но иногда между ними проводится различие. Иногда “правом” называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а “свободой” – возможность действовать без государственного вмешательства. Эта искусственная конструкция слишком резко отделает права от свобод.

Нередко термином “свобода” обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже “право”. При этом “право” может самой Конституцией РФ быть включено в состав “свободы”.

Так, статьей 28 не только установлена “свобода совести, свобода вероисповедания”, но в состав этой свободы включено “право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”. Нередко свободами называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.

Следует уделить внимание и вопросу о соотношении и взаимосвязи прав и свобод с обязанностями, также устанавливаемыми Конституцией. В иерархии конституционных предписаний верховенство явно принадлежит правам и свободам; об этом говорит текст ст. 2 и заглавие гл. 2 КРФ.

В них об обязанностях человека и гражданина не упоминается вовсе, хотя в конце текста гл. 2 есть несколько статей о таких обязанностях.

Это значит, что конституционные права и свободы сводят обязанности, в том числе перед государством, к необходимому минимуму, а обязанности могут в некоторой (определяемой Конституцией, а на ее основании – законом) степени ограничивать многие, хотя и не все права и свободы.

В некоторых статьях Конституции также раздельно говорится об обязанностях человека, т.е. “каждого”, которые, как правило, нуждаются в конкретизации законом применительно к отдельным группам их носителей.

Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты.

Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, статус которых определяется государством посредством закона. Статья 18, входящая в состав гл.

2 Конституции, устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.

Этой статье по ее смыслу, по-видимому, лучше было бы находиться в гл. 1 (вероятно, в составе ст. 2 в качестве ее части); это, в соответствии со ст. 16, увеличивало бы ее обязательность для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, т.е. для гл. 2-8 Конституции.

Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур (см. комментарии к ст. 33, 45-57, 59, 60, 82, ч. 1 п. “е”, ст. 114, п. 4 ст. 125 и др.).

Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами играют органы судебной власти. Предусмотрен Конституцией и орган, который занимается только данной проблемой, – Уполномоченный по правам человека.

Однако довольно активная деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости скорейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч. 2).

Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности деятельности государственных органов текущего управления (главным образом аппарата исполнительной власти), должностные лица которых нередко в своих действиях и решениях проявляют бюрократические наклонности к произволу, беззаконию, волоките и даже коррупции. Нынешнее отнесение разрешения споров из административных отношений к сфере гражданского, а не административного судопроизводства и подчинение их его принципам в составе ГПК противоречит ст. 118 Конституции и недостаточно способствует преодолению пороков аппарата исполнительной власти, нетерпимость которых неоднократно отмечал Президент РФ В.В. Путин.

Остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность, систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы (СЕ), подготавливавшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов – о присоединении РФ к Уставу СЕ и о ее присоединении к ряду других документов СЕ – 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенция и ряд протоколов к ней стали частью российской правовой системы согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Парламентская ассамблея СЕ в сотрудничестве с Федеральным Собранием РФ продолжает осуществлять меры рекомендательного и контрольного характера, касающиеся совершенствования политических, правовых, социальных, административных и иных отношений, прежде всего в области охраны и защиты прав человека в России. Растущее число дел о нарушениях этих прав, ответчиком по которым выступает РФ, также подтверждает настоятельную необходимость значительно усилить работу всех звеньев государственного механизма по полному признанию, соблюдению и защите конституционных прав человека и гражданина, чего требует статья 2 Конституции РФ.

Источник: http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-1/st-2-krf

Врата закона
Добавить комментарий